Предпринимателю

Прямая линия инвестора

+ 7 86132 2 57 36 econom_eisk@mail.ru

Каким маршрутом пойдут инвестиции

3 декабря Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект о защите и поощрении частных капиталовложений. По плану в ближайшие пять лет их прирост должен составить 30 триллионов рублей. По нашим расчетам, экономика станет инвестиционной при достижении прироста минимум в 34 триллиона.

Сегодня ВВП России на 17 процентов наполняется за счет инвестиций в основные фонды. Из них инфраструктурных и государственных - менее половины. Остальное - затраты частного бизнеса. По этому показателю наша страна сравнима с ведущими экономиками мира.

В 2018-м было реализовано 36 тысяч инвестпроектов, мы растем. Однако скорость увеличения ВВП пока опережает скорость накопления капитала. Чтобы экономика обрела инвестиционную модель, доля инвестиций в ВВП уже в 2018-м должна была составить не менее 20,5 процента. Не хватило почти трех триллионов рублей, за пять лет накопится 33 триллиона дефицита, тогда как финансирование капитальных затрат к 2024 году придется увеличить в рамках нацпроектов вдвое. Если в 2014-2018 годах совокупные инвестиции в экономику составили 76 триллионов, то с 2020-го по 2024-й они должны подняться до 141 триллиона. Задача крайне амбициозная.

Примерно та же картина на уровне регионов. К примеру, в Свердловской области доля инвестиций в ВРП падает несколько лет подряд, сейчас она составляет 14 процентов, тогда как целевой индикатор к 2024 году - 25 процентов. Уже в следующем году дефицит инвестиций составит 51,1 миллиарда рублей, к 2024 "набежит" 275 миллиардов. При этом объем частных вложений надо нарастить с 315-ти до 850 миллиардов. То есть региону предстоит развиваться еще быстрее, чем России в целом.

Сегодня свободного капитала в стране свыше 50 триллионов рублей - это деньги, лежащие на депозитах компаний и граждан. Только в 2018 году вкладчики положили в банки 7,5 триллиона, при том что те выдали всего триллион инвестиционных кредитов. Диспропорция огромная. Кроме того, последние три года отмечается тенденция направлять всю корпоративную прибыль на выплату дивидендов - бизнес отказывается инвестировать.

На мой взгляд, причин несколько. Во-первых, долгосрочные макрориски считываются очень слабо. Во-вторых, растет сложность взаимодействия и принятия решений на всех уровнях. В-третьих, в большинстве инвестпроектов не проработана нулевая фаза - ступень от формирования бизнес-идеи до момента, когда ее можно показывать банкам. Мы за пять лет проехали почти все субъекты РФ, пообщались со всеми корпорациями развития: ни одна не занимается нулевой фазой. Девять из десяти инвестпроектов не проходят первичную экспертизу, большинство просто физически не соответствует критериям принятия решения о финансировании. Бизнес на местах практически не понимает механизма государственно-частного партнерства, не разбирается в мерах господдержки. Он ждет, что кто-то разделит с ним часть затрат, но многие региональные инвестстратегии носят декларативный характер. Поэтому пока 54 процента капвложений совершаются за счет собственных средств, тогда как финансовый рычаг - 25 своих, 75 заимствованных.

В Свердловской области доля инвестиций в ВРП падает несколько лет подряд, она составляет 14 процентов, целевой индикатор к 2024 году - 25.

Где же выход? Во внедрении инвестиционных маршрутов, которые помогут понять ценность всех групп капитала. В подготовке типовых быстро просчитываемых модельных проектов. В создании профессиональных региональных проектных офисов, которые работают с проектами от нулевой фазы до упаковки во все меры господдержки. За счет этого можно увеличить инвестиции на 15-20 триллионов рублей.

Также необходимо создавать в регионах центры ГЧП: государство не может быть инвестором априори, это сразу увеличивает налоговую нагрузку. Институт ГЧП обеспечивает оптимальные варианты софинансирования и целевую доходность, эти проекты легко дают выше 10 процентов годовых. Более того, они очень быстро наращивают свою долю и уже занимают более 10 процентов всех капиталовложений. В среднем "цена" проекта ГЧП не опускается ниже 6-8 миллиардов рублей, чаще всего - 20-30 миллиардов. Окупаемость - не менее 15 лет.

Россия прилагает большие усилия к поиску модели инвестиционного развития. Нацпроекты - доказательство тому. Практика не новая, но грандиозная, с объемом финансирования 25,7 триллиона рублей. Из них в основной капитал - 19 триллионов.

Капиталоемкие инфраструктурные проекты живут по модели "длинных" денег. Нам кажется удачной идея продолжить эту практику и после 2024 года.

Тем временем

На инвестсовете 22 ноября министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова рассказала о плане привлечения инвестиций в экономику региона до 2021 года. По ее словам, в документе обозначено 10 крупных инвестпроектов общей стоимостью 400 миллиардов рублей. Кроме того, за счет проведения на Среднем Урале масштабных всероссийских и международных событий в экономику будет привлечено более 260 миллиардов рублей.

Источник: rg.ru